НАСТОЯЩЕЕ НЕОПРЕДЕЛЁННОЕ ВРЕМЯ

Полина Бородина 'От безделья ты отпустишь всех китов в океан'
пьеса для детей

Саша, 9 лет

Аля, 10 лет

Димон, 9 лет

Ключник

Мама

Кукушка

Робот

Слизень

Глазастое дерево

Медведь в пижаме

Костя, Маша и другие школьники

 

 

1.

Кухня, обставленная мебелью из икеи. Жужжит кофе-машина. Мама в пальто быстрыми глотками пьёт кофе. За столом сидит Саша, ковыряет винегрет.

 

Саша. Покупной винегрет не вкусный.

Мама. Когда ты был совсем маленький, тебе нравилась еда из сада больше, чем моя.

Саша. Когда я был маленький, я верил в деда мороза и в то, что все игрушки – живые. Это было давно.

Мама. Ложись спать не раньше одиннадцати, хорошо?

Саша. Опять допоздна на работе?

Мама. Опять допоздна на работе.

Саша. У тебя сломаются биологические часы.

Мама. Какие часы?

Саша. Биологические. Ты поздно ляжешь спать, нарушится твой циркадный ритм, ты будешь злая и грустная.

Мама. Откуда ты это вычитал?

Саша. В интернете всё есть, мама.

Мама. Ты слишком много сидишь в интернете.

Саша. Дневник будешь проверять?

Мама. Вам уже ставят оценки?

Саша. Мама, я вообще-то в третьем целом классе!

Мама. Не буду. Ты у меня хороший мальчик.

Саша. Откуда ты знаешь? Ты давно дневник не проверяла. Никогда.

Мама. Я знаю. Гречка с грибами в холодильнике.

Саша. Фу. Грибы.

Мама. Они полезные. В них много цинка и серы.

Саша. Серы много в ведьмах и вурдалаках.

Мама. Это в твоих комиксах так пишут?

Саша. Да. Но это неправда. Сера – химический элемент. Номер шестнадцать в таблице Менделеева.

Мама. Ты у меня такой умный.

Саша. Я не умный, мама. Я начитанный.

Мама. Саша, завтра у меня командировка на неделю в Москву. Ты как один, справишься?

Саша. Справлюсь. А зачем тебе в командировку?

Мама. Меня могут повысить.

Саша. И тогда у тебя будет ещё больше дел?

Мама. И денег. Мы купим тебе цифровой микроскоп, как ты хотел. Не детский, настоящий.

Саша. Я обойдусь без микроскопа.

Мама. Не говори глупостей. Когда я буду в Москве, ты сможешь после школы приводить друзей, сколько хочешь. Я дам тебе денег, вы закажете пиццу или что вы там любите.

Саша. Мама, сколько можно повторять, у меня нет друзей.

Мама. Не придумывай. (Пауза). Всё, ладно, я опаздываю.

Саша. Ты всегда опаздываешь.

 

Мама уходит, тут же возращается, хлопает себя по карманам.

 

Мама. Ключи! Ключи забыла! (Забирает со стола связку ключей).

Саша. Это мои.

Мама. Твои? А мои где?

Саша. Не знаю. Они же твои.

Мама. Ты же всё знаешь, а это не знаешь?
Саша. Всё знать невозможно, мама.

Мама. Ладно. (Проверяет карман пальто, там дырка). Дырка. Ой, они наверное, где-то выпали… Возьми в комоде деньги и сделай новые, копию. В соседнем доме есть мастерская – там делают часы и ключи.

 

Уходит окончательно. Саша достает планшет. Планшет жужжит и пищит. Саша в него тыкает. Проходит пять минут – планшет издает писк и выключается.

 

Саша (трясет планшет). Эй, ты чего. Ну давай, работай. (Нажимая кнопки). Батарейка что ли села? (Саша подключает планшет к зарядке, планшет не работает). Ты умер? Ты что ли умер? Ну вот.

 

Саша кладет планшет на стол, включает телевизор.

 

Телевизор. МЧС предупреждает: будьте осторожны при нахождении в природной среде! Отправляясь за пределы населенных пунктов необходимо сообщить родственникам или знакомым о предполагаемом маршруте и взять с собой компас.

 

Саша переключает канал.

 

Телевизор. Вечером у тельцов возможны нештатные ситуации. Не все дастся легко, некоторые моменты этого дня будут очень напряженными. Важно не допустить серьезных ссор и конфликтов. Старайтесь удерживаться от спонтанных поездок в лес или на природу, если вы не уверены в себе.

Саша. Почему люди верят в эту псевдонаучную ерунду?

 

Саша выключает телевизор и одевается.

 

2.

Подвал. Мастерская. Темно, пахнет пылью, везде висят часы и ключи. Над старым будильником возится пожилой мужчина в синем халате. На нём толстенные очки на резинке.

 

Саша. А от домофона вы ключи тоже делаете?

Ключник (не поднимая глаз, трудится на очередным ключом). И от домофона, и от комода, и от подвала, а ещё от скворечников, от чердаков, от птичьих клеток, от тайников, от сейфов, от заводных игрушек, от роялей, от гробниц, от счастья.

Саша. От счастья? Хорошая шутка.

Ключник. Это не шутка.

Саша. Тогда сделайте мне ключ от счастья.

Ключник. От какого счастья?

Саша. Я не знаю. От какого-нибудь.

Ключник. Какого-нибудь счастья не бывает.

Саша. Тогда от моего счастья.

Ключник. А размеры счастья у тебя есть?

Саша. Размеры?

Ключник. Длина, ширина, толщина, глубина.

Саша. Вы что, думаете, что я совсем глупый, да?

Ключник. А какой ты?

Саша. Я? Я обычный.

Ключник (смотрит на Сашу). Даже ключи не бывают обычными.

Саша. А люди бывают.

Ключник. Давай сюда, что у тебя там.

Саша. Вот. Один ключ от домофона и два простых.

Ключник. Они совсем не простые. Вот это – английский ключ. А это – крестовой. У тебя нет простых ключей.

Саша. Вы такие же сможете сделать?
Ключник. Такие же – нет. Не смогу.

Саша. Ну и сервис. До свидания. (Саша уходит).

Ключник. Я могу сделать ключи, которые будут подходить к твоему замку.

Саша (останавливаясь в дверях). Ну да. Такие же.

Ключник. Нет, они будут другими. Другого цвета, из другого металла, из рук другого ключника.

Саша. А дверь я ими открою?

Ключник. Разумеется.

Саша. Хорошо. (Деловито). Тогда делаем. Во сколько мне за ними зайти?

Ключник. По какому времени?

Саша. По нормальному времени.

 

Саша оглядывается и видит десятки часов – на стенах, на старой парте из темного дерева, на комоде со смешными дутыми ножками – и все часы показывают разное время. Саша смотрит на часы, а потом на Ключника. Ключник странно улыбается.

 

Саша. Дайте угадаю, сейчас вы мне скажете, что «нормального» времени не существует.

Ключник. Быстро учишься. Ключи будут готовы, когда минутная стрелка этого будильника дойдёт до трёх.

Саша. А  зачем вам столько часов?

Ключник. Я их ремонтирую.

Саша. У всех давно в телефоне часы.

Ключник. Телефон может сломаться.

Саша. Тут вы правы.

Ключник. А механические часы идут вечно.

Саша. Круто. А часы с гирями у вас есть? Я читал в одной энциклопедии, что в старину все часы были с гирями.

Ключник. Есть. Хочешь посмотреть?

 

Саша кивает. Ключник достаёт огромные часы с двумя гирями.

 

Саша. Вау!

Ключник. Хочешь покажу цветочные часы?

Саша. Хочу. Но мне нужно идти. Уроки готовить, а потом ещё ужин для себя и мамы.

Ключник. А мама не готовит?

Саша. Мама работает. Мама очень много работает.

Ключник. Зачем?

Саша. Она говорит, что работает, чтобы обеспечить мне лучшую жизнь.

Ключник. А что такое лучшая жизнь?

Саша. Вот и я себе этот вопрос задаю. Когда она работала меньше, мы жили лучше. Смотрели мультики в кровати по выходным, ели сырники на завтрак – у неё классно получаются сырники, ходили в планетарий. Ладно, я пойду. Так во сколько ключи будут готовы?

Ключник. Вовремя.

Саша. Вовремя это во сколько?

Ключник (сдаваясь). В шесть.

Саша. Это через два часа. Хорошо, я пойду тогда где-нибудь погуляю.

 

Ключник выкладывает на стол блестящий ключ.

 

Саша. А это что?

Ключник. Ключ от ничейного замка.

Саша. У меня нет ничейных замков.

Ключник. Возьми. Вдруг пригодится. Только не открывай им что попало!

 

Саша уже ничему не удивляется, берёт ключ, уходит.

 

3.

Саша сидит на качелях во дворе, смотрит в телефон, периодически вяло отталкивается ногой от земли, чтобы качели не стояли на месте. Мимо проезжает Димон на самокате.

 

Димон. А ты чего мой двор топчешь, мелкий?

Саша. Это общественная территория.

Димон. Поговори тут мне ещё, ботан.

 

Саша молчит.

 

Димон. Чего молчишь?

Саша. Ты сам сказал молчать.

Димон. Молодец, слушаешься старших.

Саша. Мы с тобой в одном классе так-то.

Димон. Я выше на пять сантиметров так-то.

Саша. Рост и возраст – это разные понятия.

Димон. Не дави мне на мозг, окей?

 

Саша молчит, смотрит в телефон.

 

Димон. Ты написал сочинение про школу будущего?

Саша. Предположим.

Димон. Скажи, чё мне написать.

Саша. Не знаю.

Димон. Не знает он. Щас телефон у тебя отожму, будешь знать.

 

Саша молча и обреченно смотрит на Димона.

Димон. Что смотришь?

Саша. Напиши про роботов вместо училок и макдак вместо столовки. Ты же любишь гамбургеры?

Димон. Гамбургеры! Я очень люблю гамбургеры. И ещё картошку фри. С сырным соусом.

Саша. Ну вот напиши.

Димон. А ещё про что? Там на целую страницу надо.
Саша. А ты растяни почерк, чтобы побольше строчек получилось.

Димон. Точняк! (Пауза). А ты про что написал?

Саша. Я написал, что в школе будущего все знания подгружаются через внешний носитель информации.

Димон. Внешний что?

Саша. Типо через флешку.

Димон. А, флешку. Ну да.

Саша. И домашку задают каждый раз одну – упражнения на растяжение вместимости сознания.

Димон. Чего?
Саша. Долго объяснять. Но идея с макдаком круче, на сто процентов.

Димон. Не, ну это понятно. Моя идея должна быть круче. Лады, я покатил, короче. Я на хоккей опаздываю. Живи пока.

 

3.

Подвал. Мастерская. Саша стоит возле длинного деревянного рабочего стола. За столом, как за прилавком, стоит Аля.

 

Саша. А где…

Аля. Олег Михайлович? Он в магазин вышел. Вам ключи или часы?

Саша. Мне ключи. Забрать.

Аля. А как они выглядят?

Саша. Три ключа, один от домофона.

Аля. Ой, тут много таких. И они все одинаковые.

Саша. А ключник сказал, что одинаковых не бывает.

Аля. Он тебе, наверное, ещё и про ключи от счастья рассказывал?

Саша. Да.

Аля. И про цветочные часы?

Саша. Да.

Аля. Он всем детям одно и то же рассказывает.

Саша. Он странный.

Аля. Он не странный, просто он так развлекается. Создает атмосферу таинственности.

Саша. Понятно. Он мне ещё такой ключ дал. От ничейного замка. (Показывает).

Аля (Крутит ключ в руках). Похоже на ключ от заводной игрушки или будильника.

Саша. Может быть. А он тебе кто?

Аля. Дедушка. Когда родители уезжают из города, они меня на него оставляют. Здесь прикольно. Правда потом глаза от света болят.

Саша. Понятно. Так что с моими ключами?

Аля. Надо деда дождаться.

Саша. У меня времени нет.

Аля. Дед бы пошутил, что здесь времени – завались… (Разводит руками, показывая на часы). Это в его стиле. Поможешь мне видео для ютюб канала записать?

Саша. Зачем?

Аля. Ну как, зачем? Ну чтобы… чтобы…

Саша. Чтобы быть популярной?

Аля. Нет, не для этого. Так ты поможешь или нет?

Саша. Я для ютюба не снимаюсь. Это глупо.

Аля. Никто тебя и не просит. Тебе нужно меня снимать! Я влогер, понятно?

Саша (шепотом). Ещё одна.

Аля. Что?

Саша. Ничего.

 

Аля достаёт лимон, стакан, включает лампу, даёт свой телефон Саше.

 

Аля. Всем привет, дорогие друзья. С вами я, видеоблогер Аля. Мы долго не виделись, целых три дня и сегодня я решила снять для вас челендж. В комментариях к прошлому видео пользователь под ником angel666 написал мне «а слабо съесть лимон и запить его солёной водой?». И я отвечаю! Нет, не слабо. Сейчас вы сами в этом убедитесь. Приятного просмотра. (Аля чистит лимон, наливает в стакан воды, посыпает воду солью). Видите, это настоящая соль, всё честно. (Аля ест лимон, давится, кривится, запивает его солёной водой).  Какая гадость. Вообщем подписывайтесь на канал, ставьте лайки и пальчик вверх. Я вас всех очень люблю! (Аля улыбается сквозь боль). Снял?

Саша. Да.

 

Аля берет у Саши телефон, тыкает в него.

 

Аля. Блинский! Ты фотку сделал, а не видео.

Саша. Извини, у меня на телефоне всё по-другому.

Аля. Блинский! Мне ещё раз что ли лимон жрать с солью? У меня только один лимон был.

Саша. Зачем ты это вообще делаешь?

Аля. У меня четыре подписчика. Я несу за них ответственность. Им надо что-то смотреть после школы. Не телевизор же!

Саша. Да, в телевизоре одна ерунда.

Аля. А ещё подписчики приятнее, чем реальные люди.

Саша. А ты в каком классе?

Аля. В четвёртом. Мама говорит, что раньше четвёртого класса не было. Вот бы его и сейчас не было. Ты можешь посторожить мастерскую, мне надо новый лимон купить?

Саша. А что я твоему дедушке скажу, если он придёт?

Аля. Он добрый, он не наругается. Только ничего тут не трогай. Деда не разрешает.

Саша. Хорошо.

Аля. Что ты такой правильный? Если хочешь – можешь трогать. Главное – при деде не трогать.

 

Аля смеётся и быстро, пока Саша не успел поменять решение, уходит.

 

Саша. Ну и семейство.

 

Саша оглядывается. Встаёт за прилавок. Проводит рукой по шершавому пыльному столу. Стоит. Замечает на стене часы с кукушкой, рассматривает. На часах – дверца, в ней замок.

 

Саша. А что, если?...

 

Саша достаёт из кармана ключ от ничейного замка, рассматривает. Вставляет ключ в замок.

 

Саша. Подходит!

 

Вдруг предметы начинают с бешеной скоростью вращаться вокруг Саши.

 

4.

Саша сидит в огромном птичьем гнезде. В гнезде вместе с ним сидит невероятных размеров Кукушка.

 

Кукушка. Ты что забыл в моём гнезде?

Саша (в шоке). Я… Я?

Кукушка. Ты, ты.

Саша. А почему вы такая большая?

Кукушка. Я какая надо. Я большая и красивая. Видишь, пёрышки причесала?

Саша. А разве кукушки вьют гнёзда?

Кукушка. Конечно, вьют.

Саша. А зачем вам гнёзда, если вы своих птенцов к другим подбрасываете?

Кукушка. Ещё один! Это всё – чёрный пиар, понятно? Своих птенцов к другим подбрасывают знаешь сколько птиц? Желтушники, крохали, медоведы, трупиалы, ткачи, кулики. А виноваты во всём кукушки, блин! Совсем уже ку-ку!

Саша. А почему вы тогда одна в гнезде, без птенца?

Кукушка. А ты всегда торчишь дома?

Саша. Не всегда.

Кукушка. Ну вот и мой где-то пропадает. Оперился и шляется. Без шапки. Хоть бы смсочку матери прислал.

Саша. У вас лицо на мою маму похоже.

 

Кукушка смеется.

 

Кукушка. У всех кукушек лица похожие.
Саша. Простите, а как мне отсюда выбраться?

Кукушка. А я откуда знаю? Лети на все четыре стороны.

Саша (выглядывает из гнезда). Тут высоко.

Кукушка. Конечно, высоко. Это же дерево. Гнезда вьют на высоких деревьях.

Саша. Мне домой надо, ужин готовить и уроки ещё. Я на самом деле просто ключом решил часы открыть. (Саша роется в кармане, показывает ключ). Вот этим.

 

Кукушка глотает ключ.

 

Саша (с ужасом). Зачем вы его проглотили?

Кукушка. Я всё глотаю. По привычке. Вдруг еда?

Саша. А если не еда?

Кукушка. В желудке всё переварится.

Саша. Я теперь точно отсюда не выберусь!

Кукушка. Ну что ты ноешь? Хочешь я тебе накукую, сколько тебе лет жить осталось?

Саша. Нет. (Думает). А сколько маме осталось – можете?

Кукушка. Ты что, дурак, такое спрашивать? Всё, ты мне надоел.

 

Кукушка хватает Сашу клювом за шиворот и выбрасывает из гнезда.

 

5.

Саша падает на пол в мастерской. Заходит Аля.

 

Аля. Лимона не было, пришлось купить лук. А ты чего здесь валяешься, устал?

Саша. Какой лук?

Аля. Какой-какой. Репчатый. Челендж снимать. Как думаешь, я смогу съесть целую луковицу?

Саша. Я домой пойду, наверное. Я что-то себя плохо сегодня чувствую.

Аля. Как? А челендж?

Саша. Какой ещё челендж?

Аля. Челендж –  вызов по-английски.

Саша. Я больше не хочу челенджей. Я хочу домой.

Аля. А ключи?

Саша. Не надо никаких ключей. Мне сон плохой про ключи приснился.

Аля. А часы с кукушкой почему на полу?

Саша (с ужасом). С кукушкой?


Аля поднимает часы, вешает на стену.

 

Аля. И ключ вон валяется. Тебя одного оставлять нельзя. Я думала, ты тихоня, а ты! (Аля поднимает ключ).

Саша. Его же кукушка проглотила!

Аля (вздыхая). Правильно мама говорит – столько сумасшедших вокруг! Ключ надо положить на место. Он, наверное, от заводного будильника.

 

Аля идёт к прилавку, достаёт большой круглый будильник.

 

Аля. Да, точно.

 

Саша смотрит на Алю и на ключ, резко поднимается, подходит к Але.

 

Саша. Не надо!

 

Аля вставляет ключ в будильник и поворачивает его.

 

Саша (хватаясь на Алю). Нееееет!

 

Предметы кружатся вокруг Али и Саши в сумасшедшем танце.

 

 

6.

Аля и Саша в лесу. Саша в шоке. Аля спокойно осматривает территорию.

 

Аля. Прикольно! Столько деревьев! Можно снять челлендж – забраться на самое высокое дерево. Или нет, это как-то тухло… Нужно что-то ещё придумать.

 

Из алиного кармана падает луковица.

 

Аля (поднимая луковицу). Точно! Забраться на самое высокое дерево и там съесть лук.

Саша. То есть почему мы здесь оказались тебя не волнует?

Аля (достает из другого кармана телефон). Связь не ловит. Блинский! Как я свой челендж в инет выложу? (Грустно убирает телефон обратно).

Саша. Может я всё ещё сплю? Может я ещё со вчера не вставал просто?

Аля. Нет, ты не спишь. Потому что мы с тобой только сегодня познакомились. А снится могут только знакомые люди.

Саша. Логично. Но это всё противоречит законам физики!

Аля. Вы что, уже физику изучаете?

Саша. Нет, физика только с седьмого. Но я примерно представлю себе, как это всё работает.

Аля. Что работает?

Саша. Физика! Люди не могут просто так перемещаться в пространстве, как мы с тобой! И это какой-то странный лес.

Аля. Вот ты зануда. Всё тут нормально. Небо синее, как везде. Лес обыкновенный. Деревья не летают, стоят себе спокойненько. Что тут может противоречить твоей дурацкой физике?

 

Деревья начинают ходить.

 

Аля. Вот это крутота! Я Крупиной расскажу, она не поверит!

Саша. Давай ты больше не будешь ничего такого про деревья говорить, хорошо?

Аля. А что?

Саша. Я не знаю, что. Но кто-то тебя слышит и меняет настройки леса.

Аля. Какие ещё настройки?

Саша. Как в компьютерной игре.

Аля. Ну ты совсем. У леса нет настроек. Это часть природы. Никто не может просто так взять и сделать лес синим.

 

Деревья окрашиваются в синий цвет.

 

Аля. Вот это да!

Саша. Это всё очень подозрительно.

Аля. Хочу, чтобы на деревьях росли шоколадки.

 

На деревьях появляются плитки шоколада.

 

Саша. Ничего банальнее не могла придумать?

Аля. Хочу, чтобы у деревьев были глаза, как в книжке про «Белоснежку».

 

У деревьев появляются глаза.

 

Саша. Давай на этом остановимся, хорошо?

Аля. Хочу…

Саша. Прекрати!

Аля. Хочу, чтобы…

Саша. Ты вообще что ли не соображаешь?

 

Аля отходит от Саши.

 

Аля. Отстань! Хочу, чтобы в этом дереве было зеркало.

 

У дерева появляются руки, а в руках – зеркало. Аля достаёт телефон и фоткает себя в зеркале.

 

Аля. Офигенно!

Аля подходит ближе к зеркалу, трогает свой нос.

 

Аля. Хочу нос прямой, без горбинки.

 

У Али вырастает буратинский нос.

 

Аля. Что за фигня? Я не этого хотела.

Саша. Это самый прямой нос, что я видел. Хоть вместо линейки используй.

 

Аля трогает свой нос.

 

Аля. Хочу, чтобы вернулся мой обычный нос.

 

Ничего не происходит.

 

Аля. Хочу, чтобы мой нос стал короче!

 

Опять ничего не происходит. Аля плачет.

 

Аля. Что делать?

Саша. А я откуда знаю?

Аля. Скажи, что делать, ты же умный. Я не смогу снимать челленджи с таким носом! Что ты молчишь?

Саша. Я думаю.

Аля (сквозь слёзы). Думай быстрее.

Саша. Хочу побить Димона.

Аля. Что?

 

Появляется Димон. Он злой, у него в руках клюшка.

 

Аля (Саше).  Я думала, ты умнее меня!

Димон. Это ты мне сказал, что нужно написать про гамбургеры в школе будущего?

Саша. Я.

Димон. Теперь у меня два по русскому в четверти. И ты за это ответишь!

 

Димон грозно замахивается клюшкой.

 

Аля. Блинский! Ты всё ещё хочешь его побить?

Саша (медленно складывая слога в слова). Я ннне знннаю.

Аля. Бежим!

 

Саша и Аля бегут со всех ног в чащу странного леса, за ними – разъяренный Димон.

 

7.

Саша и Аля прячутся в пещере.

 

Аля. Ты уверен, что он отстал?

Саша. Я ни в чём не уверен. Говори тише.

Аля. На меня что-то капает.

 

Саша отдаёт свой шарф Але.

Саша. Накройся.

Аля. Спасибо.

Саша. И сядь поглубже, у тебя нос торчит.

 

Аля обиженно пересаживается.

 

Саша. Это всё очень странно.

Аля. Что?

Саша. То, что ему поставили двойку. Всмысле, что поставили – не странно. Просто я ему в шутку сказал написать про гамбургеры и всякое такое, а он тупой, понимаешь и он правда всё это написал! Какой учительнице понравится такая школа будущего?

Аля. Тогда что странно?

Саша. У нас только завтра русский и только завтра мы сдаём сочинения. А потом Ирина Витальевна их проверяет и это ещё неделя.

Аля. Ты точно ничего не путаешь?

Саша. Я никогда ничего не путаю. Я своё сочинение тоже завтра должен сдавать. А что если здесь время идёт медленнее?

 

На Алин нос падает зелёная капля. Аля вытирает нос.

 

Аля. Это не вода, это похоже на чьи-то слюни.

Саша. И если оно идёт медленно, значит уже прошла целая неделя и всё это время я не появлялся дома и моя мама, наверное, уже все больницы и морги обзвонила.

Аля. А мои даже и не заметили. Они в очередной экспедиции.

Саша. Экспедиции?

Аляя. Да, они работают геологами и постоянно куда-то ездят. Туда, где много угля и нефти.

Саша. А дедушка?

Аля. Ну да, дедушка. (Спокойно). Он наверное переживает. Но у него есть чем заняться – люди каждый день теряют ключи.

Саша. Нам надо как-то вернуться отсюда.

 

На Алин нос падает ещё одна капля.

Аля. Наверное.

 

Аля опять вытирает каплю с носа.

 

Аля. И всё-таки это какая-то неправильная вода.

Саша. А если примесь зелёной породы даёт такой цвет? Может, малахита? Ты, как дочка геологов, должна знать такие вещи.

 

Ещё одна капля.

 

Аля. Какая разница! Это просто противные капли.

Голос Слизня. Сама ты противная.

Аля. Ты совсем что ли?

Саша (испуганно). Это не я сказал.

Аля. Ну конечно!

 

Аля обиженно отворачивается от Саши.

 

Голос Слизня. Вот это носище!

Аля (Саше). Прекрати!

Голос Слизня. На таком носу можно шашлык жарить!

Аля. Это уже совсем не смешно!

Саша. Это не я! Клянусь!

Аля (Саше). Ещё раз скажешь что-нибудь такое – я тебе врежу.

 

Перед Алей и Сашей появляется огромный зеленый слизень.

 

Слизень. Давай, врежь.

 

Аля удивленно смотрит на Сашу.

 

Саша. Я же говорил!

Аля. Ты кто?

Слизень. Это вы кто? Я здесь между прочим живу. Это моя пещера.

Саша. Я Саша.

Аля. А я – Аля.

Слизень. Это только названия. А кто вы по сути?

Аля. Это как?

Слизень. Моё название – Слизень. А по сути я – сгусток напрасных слёз.

Саша. Извините, но по цвету вы больше на сопли похожи.

Слизень. Просто, когда люди много плачут просто так, у них появляется насморк, понятно?

Аля. Да, у меня всегда насморк, когда я много плачу.

Слизень. Из-за таких как ты я толстею.

Саша. А ты часто плачешь?
Аля. Когда я теряю игрушки и вещи.

Слизень. Напрасно!

Аля. Когда получаю двойку.

Слизень. Напрасно!

Аля. Когда меня в школе называют сиротой, потому что мои родители не приходят на классное собрание.

Слизень. Опять напрасно!

Аля. Когда мне кто-то нравится, а я ему нет.

Слизень. А вот это достойная причина. Но долго плакать не обязательно!

Саша. Вы знаете, как отсюда выбраться?

Слизень. Из пещеры?

Саша. Нет, совсем. Из этого странного леса.

Слизень. Неопределённо.

Саша. В каком смысле?

Слизень. В самом неопределённом.

Аля. Ты что не видишь, он над нами издевается?

Слизень. Ду ю спик инглиш, Алина Петрова?

Аля. Йес, ай ду. А причём тут это вообще?

Слизень. Даз хи спик инглиш?

Саша. Говорите нормально. У нас английский только с четвёртого.

Аля. Ноу, хи донт.

Слизень. Не донт, Аля, а дазнт! Где ты была, когда вы проходили презент индефинет тенс, оно же презент симпл?

Аля. Я плакала в туалете. Мой челлендж никто не лайкнул.

Слизень. Так я и думал.

Саша. Вы о чём?

Слизень. Это лес настоящего неопределённого времени. Презент индефинет тенс. И всё, что здесь происходит – неопределённо.

Аля. Вот в русском всё просто – прошлое, настоящее и будущее.

Слизень. В русском – да. А в жизни – нет.

Саша. Подождите, то есть как это – неопределенное время?

Слизень. Всё, что ты делаешь в этом лесу может произойти в прошлом, а может – в будущем, а может в настоящем. А может одновременно в прошлом и будущем.

Аля. То есть мы можем здесь встретить что-то из будущего?

Слизень. И из прошлого.

Саша. Малоприятная ситуация.

Слизень. И всё, что вы здесь делаете…

Саша. Изменит прошлое или будущее?

Слизень. Умный мальчик.

Саша. Бесит, когда меня называют «умным мальчиком».

Слизень. Умный, умный, умный мальчик. (Улыбается). Мне нравится кого-то бесить.

Аля. То есть мой нос – он теперь навсегда? (Плачет).

 

Слизень начинает расти.

 

Саша. Прекрати плакать, мы так втроем в пещеру не поместимся!

 

Аля плачет ещё больше, Слизень продолжает расти.

 

Слизень. Когда я стану совсем большим, я лопну и от вас останется только мокрое место.

 

Аля успокаивает себя.

 

Аля. Аля, ты поплачешь, но не сейчас. Не сегодня. Завтра, если захочешь поплакать – поплачешь. (Аля прекращает плакать). Что вы так смотрите? Мама так всегда делает, когда ей надо успокоиться. (Аля опять начинает плакать). Но это не помогаааааееет!

 

Слизень растёт.

 

Саша. Здесь очень тесно, Аля, прекрати!

Аля. Я не могу, я такая некрасивая и несчастная. Меня не любят одноклассники, мой блог никто не смотрит. Мой папа постоянно забывает, в каком я классе.  А учителя говорят, что у меня нет выдающихся способностей.

 

Слизень достигает критических размеров.

 

Саша. Аля, у тебя был лук, где он?
Аля. Что?

Саша. Аля, дай мне лук, срочно.

 

Аля достаёт лук из кармана, Саша берёт лук, чистит его руками, разрывает на лепестки.

 

Аля. Что ты делаешь, я и так плачу!

Саша. Это не для тебя.

 

Саша даёт лук Слизню.

 

Саша. Ешь. Это вкусно.

 

Слизень пробует лук и начинает плакать. Аля, наоборот, от удивления плакать прекращает.

 

Слизень. Я плачу! Я ещё никогда не плакал.

 

Слизень плачет и уменьшается в размерах.

 

Слизень. Я похудел! Смотрите, я похудел! Оказывается, иногда поплакать бывает полезно.

Такой вкусный… как, говорите, это называется?

Саша. Лук.

Слизень. Такой вкусный лук! Я чувствую невероятную легкость! Я сбросил несколько килограмм чужих слёз!

Аля (успокоившись, грустно). Теперь я никогда не сниму свой челлендж.

Слизень. Нормальные существа не снимают челлендж, они челлендж, то есть вызов, бросают.

Аля. Куда?

Слизень. Ты что, не слышала выражения «бросить вызов»? Общественному вкусу, судьбе, врагу, самому себе, наконец!

Аля. Себе?

Слизень. Ну да, это когда ты побеждаешь врага внутри себя.

Аля. Какого врага?

Слизень. Я не знаю, какие у тебя враги. Лень, скука, глупость, трусость. Бывает много врагов.

Аля. А отчаянье – тоже враг?

Слизень. Конечно!

Аля. Я хочу бросить вызов отчаянию!

Слизень. Тогда ты по сути – девочка, сражающаяся с отчаянием!

Аля. А кто Саша по сути?

Саша. Когда я в прошлый раз попал в другое измерение, я вернулся в мастерскую, потому что меня выкинула из гнезда кукушка. Значит, здесь всё должно работать по такому же принципу. Звучит, конечно, как бред…

Слизень. Мне кажется, что Саша по сути – скептик.

Аля. Саша, какая ещё кукушка?

Саша. Аля! Я понял! Нужно, чтобы слизень нас прогнал из пещеры! Тогда мы вернёмся к твоему дедушке, понимаешь?

Аля. Нет.

Слизень. Я не могу вас просто взять и отпустить. Это как-то неправильно.

Саша. Очень даже правильно. Все положительные персонажи так делают.

Слизень. А я не положительный! Я положительно-отрицательный! (Думает). Я загадаю вам три загадки.

Саша. С этого момента обычно и начинаются все проблемы.

Аля. А если мы всё отгадаем, вы сможете сделать мне нормальный нос?

Слизень. Нос? Я что, похож на пластического хирурга? Если вы отгадаете загадку – я выгоню вас из пещеры.

Саша. И тогда мы вернёмся в мастерскую!

Аля. И что мне там делать, с таким носом?

Саша. Мы что-нибудь придумаем!

Слизень. Загадка первая. Карась, карп, лосось и медведь. Что лишнее?

Саша. По логике – медведь, все остальные – рыбы. Но мне кажется, что здесь что-то не так.

Аля. Карп лишний. Он без мягкого знака на конце.

Слизень. Правильно!

Аля. Что правильно?

Слизень. Ответ правильный! И не надо так удивляться, а то я передумаю! Вторая загадка. Черепаха и Ахилес вышли из точки А в точку Б в семь вечера. Скорость Ахилиса – восемь километров в час, скорость черепахи – восемь метров в час. Кто первым дойдёт в точку Б?

Аля. Черепаха?

Слизень. Правильно!

Аля. Но это абсурд!

Саша. Какая разница, ты же угадала!

Слизень. А всё потому, что Ахилес по пути зашёл в супермаркет. Скорость Ахилеса в супермаркете сильно снизилась.

Аля. Ну и бред.

Слизень. Третья загадка. Что делать, если постоянно не хватает времени?

Аля. Отвечай ты.

Саша. Я только всё испорчу. У тебя просто прекрасно получалось.

Аля. Я не знаю.

Саша. Подумай.

Аля. Я устала отвечать за двоих.

Саша. А повторите вопрос.

Слизень. Что делать, если постоянно не хватает времени?

Саша (неуверенно). Экономить время?

 

Слизень смеётся.

 

Слизень. Когда что-то экономишь, оно всё равно в конце концов заканчивается. Время нужно тратить.

Саша. Какая бессмыслица!

Слизень. Когда тратишь время на правильные вещи, его всегда хватает, понятно?

Аля. Что-то в этом есть…

Саша. Мы проиграли.

Слизень. А я – выиграл. Когда кто-то проигрывает, кто-то выигрывает.

Саша. Да уж. И что нам теперь делать?

 

В пещеру прилетает камень.

Аля. Ой!

Слизень. Кажется, за вами кто-то пришёл.

 

В пещеру летит ещё один камень, он попадает в мягкого слизня и тот безболезненно отрывает его от себя.

 

Слизень. Если что, я вас не выгонял. Вы можете оставаться в моей пещере сколько угодно.

 

Слизень смеётся, ребята убегают из пещеры.

 

Слизень. И больше не надо плакать по пустякам, я хочу быть в спортивной форме!

 

8.

Димон, Аля и Саша стоят на опушке. У Саши в руках – сочинение Димона. У Димона в руках клюшка.

 

Димон. Читай.

 

Саша читает.

 

Димон. Читай вслух.

Саша (читает). В моей школе будущего не будет столовой. Вместо столовой в ней будет макдональдс. Вместо рыбных котлет – гамбургеры, вместо компота – кола и вместо макарошек картошка фри. Учителей в школе будущего не будет. Они все уйдут на пенсию. А вместо них будут работать роботы. Роботы будут вежливые, они будут показывать, как проходить уровни в танчиках. А если какой-то робот выйдет из строя и начнет всем ставить двойки, его всегда можно выключить. Вместо доски в классе будет один огромный сенсорный планшет. На нём можно будет рисовать и играть в шарики. А ещё не будет парт, будут мягкие кровати, на которых можно спать. В коридорах будут батуты, как в торговом центре рядом с моим домом и бесплатные автоматы с игрушками. А ещё будет магазин, где можно будет сделать себе любую надпись на футболку. Например, «Димон». Или «Лучший пацан в классе». Или что-то такое.

Димон. Ну, что?

Саша. Отличное сочинение. Искренне, от души.

Димон. Петровна поставила мне два и вызвала родителей в школу.

Саша. Может, она их вызвала, что поговорить о твоих творческих способностях?

Димон. Ты думаешь? (Опомнившись). Ботаникам нельзя верить.

Аля. Он тебе сказал написать только про макдональдс и роботов, а ты вон сколько всего напридумывал. Про автоматы и футболки ей тоже вряд ли понравилось.

Димон. А ты кто вообще?

Аля. Я – друг Саши.

 

Саша удивлённо смотрит на Алю.

 

Димон. У тебя есть друзья? Я думал, твои друзья – учебники.

Саша. Можно подумать, у тебя есть друзья.

Димон. Клык, Дюша, Трансформер, Костик… Ещё назвать?

Саша. Они не дружат с тобой, они тебя боятся. Это другое.

Димон. Тогда я возьму напрокат твоего друга, пока ты не исправишь мою двойку. (Але). Иди сюда.

Аля. Не пойду.

Димон. Не пойдешь –  я этому ребра клюшкой пересчитаю.

 

Аля вздыхает и идёт к Димону.

 

Аля. И что ты со мной будешь делать? Мама говорит, я абсолютно непригодна в хозяйстве.

Димон. Я буду морить тебя голодом.

Саша. Как я должен исправить твою оценку? Для этого мне нужно вернуться в нормальный мир.

Димон. Так, ботаник, давай не выдумывай. (Пародирует). Нормальный мир. Школа – вон там.

 

Саша оборачивается – за его спиной стоит школа.

 

Саша. Аля, я за тобой вернусь!

 

9.

Саша в школьном коридоре. Мимо проходит робот.

 

Робот. Здра-вст-вуй. Где тво-я сме-н-ка?

Саша. Забыл.

 

Робот открывает дверцу в груди, достает оттуда синие бахилы, протягивает Саше.

 

Робот. О-де-вай.

Саша. Правильно – надевай.

Робот. Ме-ня та-к за-про-гра-ми-ро-ва-л Ди-мон.

Саша. Понятно. Странно, что он вообще запрограммировал тебя на сменку. Знаешь, где найти Ларису Петровну?

Робот. К-т-о это?

Саша. Моя классная, учитель по русскому и литературе.

Робот. О-на на пен-си-и.

Саша. А другие учителя?

Робот. В-с-е на пен-си-и. Хо-че-шь ко-лы?

Саша. Нет.

Робот. Все хо-тя-т ко-лы. Ты пе-р-вый не хо-чешь.

Саша. Кола вызывает привыкание. А ещё от неё бывает сахарный диабет.

Робот. Что та-ко-е ди-а-бет?

Саша. Заболевание.

Робот. Ро-бо-ты не бо-ле-ю-т. Ты хо-че-шь быть ро-бо-том?

Саша. Нет. Скажи, а почему, если всех учителей уволили, Димон беспокоится об оценках?

Робот. В на-шей шко-ле нет о-це-нок. Смо-т-ри.

 

Робот подъезжает к двери класса, она открывается, как двери супермаркета. Саша заходит в класс. Там его одноклассники, все в футболках с надписью «Димон – лучший пацан в классе» и все – со странными отрешенными лицами. Полкласса издают странный шум – втягивают через трубочки колу в больших стаканчиках, остальные рубятся в игры. Саша подходит к девочке в красном свитшоте.

 

Саша. Маш, не знаешь, где Ларису Петровну найти?

 

Маша не реагирует. Она пьёт колу.

 

Саша. Маша! Маш! Коновалова! У вас там что – бесконечная эта кола?

 

Маша, хлюпая, втягивает губами светло-коричневую жидкость.

 

Саша. А где классный журнал знаешь? Скажи, я тебе дам математику списать.

 

Маша не отвечает. К Саше подъезжает робот.

 

Робот. В шко-ле боль-ше не-т ма-те-ма-ти-ки.

 

Саша подходит к мальчику в футболке с надписью «cool», который играет в игрушку. Робот тащится за Сашей.

 

Саша. Костик. Скажи, где классный журнал, а я тебе свой телефон подарю.

 

Костик рубится в танки.

 

Робот. За-чем е-му те-ле-фон? З-де-сь ве-зде вы-со-ко-ско-ро-ст-ные ком-пью-те-ры с ин-тер-не-том.

Саша. Понятно. А ты не знаешь, где классный журнал?

Робот. З-н-аю.

Саша. А чего сразу не сказал?

Робот. Ты н-е сп-ра-шивал.

Саша. Так где он?

Робот.В ком-на-те для у-ли-ти-за-ции.

Саша. Утилизации?

Робот. У-ли-ти-за-ции.

Саша. А, точно, тебя же Димон программировал. Проводишь?

Робот. Мар-ш-рут до ком-на-ты у-ли-ти-за-ции пос-т-ро-ен.

 

Робот едет по школьным коридорам, Саша за ним. Они доезжают до двери с надписью «улитизация», прикладывает к двери свой металлический палец, дверь открывается.

 

Робот. Доб-ро по-жа-ло-вать.

 

В комнате лежат батуты, мячи, книжки, учебники, циркули, ватманы, фломастеры, линейки, глобусы. Саша находит в этой груде вещей журнал с надписью «3 В».

 

Саша. Я возьму?

Робот. Это му-сор.

 

Саша собирается уходить, но замечает в углу комнаты большой черный светящийся ящик.

 

Саша. А это что?

Робот. Вай-фай. Ту-т всё ра-бота-ет от вай-фа-я.

Саша. Можно посмотреть?

 

Саша, не дождавшись ответа робота, срывает ящик со стены, провода летят в разные стороны, глаза робота тухнут, Саша самозабвенно топчет ящик ногами.

 

Саша (обесточенному роботу). Прости, человечество пока не готово к искусственному интеллекту.

 

Выходит в коридор, в коридоре шум – разговаривают ожившие школьники.

 

10.

Саша бежит сквозь чащу странного леса, всё больше удаляясь от здания школы. У него в руках классный журнал.

 

Саша (кричит). Аля! Ты меня слышишь? Аля! Ты где? Ты жива? Аляяяяя! Я тебя спасу!

 

Саша останавливается от неожиданности – Аля стоит рядом с деревом, к которому привязан Димон. У него в зубах шайба. Рядом с деревом стоит его сломанная клюшка.

 

Аля (Димону). Скажи ещё раз.

Димон. Ышшзбры.

Аля. У тебя такая плохая дикция. Как можно было стать таким популярным с такой дикцией?

Димон. Аррвыыыр.

Аля. Надо говорить чётко. Я не умею читать по губам.

Димон. Ажвпсс.

Аля. Что, сложно говорить с шайбой во рту?

 

Димон кивает головой.

 

Аля. С тобой тоже сложно говорить. Потому что ты никого не слушаешь. Если ты что-то хочешь, ты сразу думаешь, что это твоё. А это не твоё. Из твоего у тебя только клюшка, шайба, спортивный костюм и много гонора, как говорит моя мама.

Саша. Что у вас тут происходит?

 

Димон выплёвывает изо рта шайбу.

 

Димон. Саша, пожалуйста, ты же мне друг, да? Саша, забери её, пожалуйста! Саша, я больше так не буду! Хочешь я тебе свой самокат подарю? Пожалуйста! Саша, спаси меня!

 

Саша подходит к Димону.

 

Саша. Аля! Что это? Откуда такая жестокость?

 

Саша отвязывает Димона от дерева.

 

Димон. Я могу идти?

Саша (растерянно протягивая Димону классный журнал). Я тебе журнал принёс с твоей двойкой.

Димон. Не надо, я сам исправлю. Что я, маленький что ли, двойку сам исправить не могу?

Саша. Ты заболел?
Димон. Я? Нет, Саша, я наоборот, я выздоровел.

Аля. И куда ты пойдешь?

 

Димон растворяется в воздухе.

 

Саша. Это ещё что?

Глазастое дерево. В лесу неопределённого времени пространство тоже неопределённое.

Саша. Я ждал, что эти деревья когда-нибудь заговорят.

Глазастое дерево. И все, кого вы здесь встречаете – плод ваших собственных чувств и желаний.

Саша. То есть всё, что здесь происходит – не по-настоящему?

Глазастое дерево. Конечно, по-настоящему! Это же лес НАСТОЯЩЕГО неопределённого времени. А то, о чём ты думаешь – это и есть настоящее. Ты так боялся Димона, что он стал настоящим.

Саша. Что? Я? Димона? Я никогда его не боялся. Он между прочим здесь появился, когда я захотел его побить.

Глазастое дерево. Потому что ты думал, что это желание сбудется легко. Так же, как это произошло с носом Али.

Аля (грустно щупая свой нос). Да уж, конечно – легко.

Глазастое дерево. И как только ты перестал его бояться по-настоящему, он исчез.

Аля. Как хорошо, что я ничего не боюсь.

Глазастое дерево (улыбаясь). Правда?

 

Кто-то из глубины леса кричит «ау».

 

Аля. Знакомый голос.

Саша. Мы здесь!

Аля. Тише, что ты кричишь, мы же не знаем, кто это. Здесь столько чертовщины!

Саша. Человек заблудился, надо помочь.

Аля. Как заблудился, так разблудится.

Саша (Але). Что на тебя нашло?

Глазастое дерево. Это называется предчувствие.

 

Из чащи выходит Ключник.

 

Аля. Деда, ты что здесь делаешь?

Саша. Ура! Как здорово, что вы пришли за нами! Вытащите нас отсюда! Меня уже мама, наверное, заждалась.

Ключник. (Оглядывается). Какое необычное место. Я никогда не был в таком лесу.

Саша. Вы извините, пожалуйста, что я без спросу открыл часы с кукушкой ключом, который вы мне дали. Я не верил, что он какой-то особенный. А потом Аля…

Аля. Я завела ключом старый будильник.

Ключник (удивлённо). Будильник?

Аля. Я знаю, что ничего нельзя было трогать, прости, пожалуйста. Ты только не говори маме с папой, хорошо?

Ключник. А что у тебя с носом, Алечка?

Аля. Кошмар у меня с носом, вот что. А всё из-за этого дурацкого леса.

Глазастое дерево. Я попрошу без оскорблений.

Ключник (округляя глаза). Простите, мне показалось или вы что-то сейчас сказали?

Глазастое дерево. Показалось.

 

Ключник одевает очки, которые болтаются на резинке у него на шее и разглядывает дерево.

 

Ключник. Какое занимательное дерево.

Аля. Деда, ты же знаешь, как убрать этот нос?

Ключник. Я? Надо сходить к врачу, Аля.

Аля. Тут нет врачей! Тут есть только слёзные слизни и деревья с глазами…

Ключник. Алечка, мне надо в мастерскую, ко мне клиент должен прийти. Проводишь меня?

Аля. А ты как сюда попал?

Ключник. Не знаю.

Саша. Вы что не знаете, как попасть домой? Это же вы дали мне ключ!

Ключник. Это обычный ключ от старого секретера. Я иногда дарю детям ненужные ключи.

Саша. Зачем?

Ключник. Мне хочется, чтобы дети верили в волшебство.

Саша. То есть вы обманываете детей?

Ключник. Судя по этому лесу – нет.

 

Глазастое дерево смеётся.

 

Ключник. Что-то мне нехорошо. Надо принять таблетки от давления.

Аля. Ой, твои таблетки. Они в мастерской, да?

Ключник. Да, на полочке.

Аля. И что делать? Надо где-то взять таблетки!

Глазастое дерево. Откуда в лесу таблетки?

Аля. Это же лес, где исполняются желания. Я хочу таблетки для дедушки!

Глазастое дерево. Чтобы желание исполнилось, нужно разобраться со своими страхами.

Аля. До этого мои желания исполнялись просто так!

Глазастое дерево. Первые три желания всегда бесплатно!

 

Дерево смеется.

 

Глазастое дерево. Ну что, ты готова встретиться со своим страхом лицом к лицу?

Аля. С каким ещё страхом? Я ничего не боюсь.

Глазастое дерево. Все чего-нибудь, да боятся.

Аля. А я не боюсь.

Саша. Аля, не спорь, сосредоточься. Или мы не сможем помочь дедушке. Чего ты боишься?

Глазастое дерево. Чего ты боишься больше всего?

Аля. Плохого настроения?

Глазастое дерево. Ерунда.

Аля. Картофельного пюре?

Саша. Ты его просто не любишь. Страх – это другое чувство.

Ключник. Может быть уроков?

Аля. Нет. Я никогда не боялась уроков. Говорю же, я ничего не боюсь. Иначе я бы об этом знала.

Глазастое дерево. В своих страхах сложно признаться.

Ключник. Это правда.

Глазастое дерево. То, чего ты боишься – совсем рядом.

 

Аля смеется.

 

Аля. Глупое дерево. Ещё скажи, что я боюсь своего дедушку.

Глазастое дерево. Наконец-то!

 

Аля прекращает смеяться.

 

Аля. Деда, не слушай это бревно. Это неправда.

Саша. А похоже, что правда.

Аля. Ты мне друг или кто? Что ты поддакиваешь этому дурацкому дереву?

Ключник. Но я совсем не страшный.

Аля. Конечно, ты не страшный. Ты мой дедушка!

Глазастое дерево. Ты думаешь, почему он тут появился?

Аля. Откуда я знаю?

Глазастое дерево. Здесь появляется всё, чего ты сильно хочешь и чего ты сильно боишься.

Аля. Враньё. Я не хотела себе такой нос и я не боюсь дедушку. 

Глазастое дерево. Ты хочешь, чтобы дедушка попал в мастерскую или нет?

Аля. Хочу.

Глазастое дерево. Тогда не будь такой упёртой! Я не обязано тебе помогать! Давай, рассказывай, почему ты боишься дедушку.

Аля. Да не боюсь я дедушку! (Молчит). А как это поможет ему попасть в мастерскую?

Глазастое дерево. Твой страх перенёс его сюда. Как только ты перестанешь его бояться – он вернётся обратно.

Саша. И мы?

Глазастое дерево. Нет, только дедушка! (Але). Ну что ты выпучила на меня глаза, рассказывай! Чтобы победить страх, для начала нужно в нём признаться!

Аля (опустив голову). У него растут волосы из носа. И из ушей.

Ключник. И что?

Аля. Я боюсь, что у меня будут такие же в старости.

 

Ключник смеётся.

 

Ключник. Алечка, это всёго лишь волосы.

Саша. У животных вообще волосы растут на ногах и руках.

Аля. Это другое!

Ключник. В конце концов, их можно обрезать.

Аля. Наверное. А ещё у тебя есть морщины. Как на старых невкусных яблоках.

Ключник. Это от времени.

Аля. И много таблеток и они странно пахнут.

Ключник. Это чтобы у меня ничего не болело.

Глазастое дерево. Аля, у тебя когда-нибудь что-нибудь болело?

Аля. Да, зуб. Мне его вырвали.

Саша. С анастезией?

Аля. Конечно! Иначе было бы совсем больно.

Ключник. Вот и я пью таблетки, чтобы не было больно.

Аля. И почему, когда ты ешь суп, ты трясёшь ложкой?

Ключник. Это не я. Просто с возрастом руки плохо слушаются хозяина.

Аля. А ещё с тобой можно разговаривать только о погоде.

Ключник. Почему ты так думаешь?

Аля. Потому что мы всегда разговариваем о погоде. И я рассказываю, что тепло оделась. И что люблю дождь. А ты говоришь, что любишь снег и что скоро зима, и ты будешь ходить в зимних ботинках. Или что скоро будет лето, и нужно надевать кепку, чтобы не сгореть на солнце. А после того, как мы поговорим о погоде, нам больше не о чём говорить. И становится тихо. А я не люблю тишину.

Саша. А я – наоборот, люблю.

Глазастое дерево. А почему вы разговариваете только о погоде?

Аля. А о чём ещё? Я же могу рассказать, то случилось у нас в классе или обсудить мультик, дедушка не смотрит мультики.

Ключник. Ты мне не показываешь. Я люблю мультики.

Аля. Да?

Ключник. Мой любимый – «Вовка в тридевятом царстве».

Аля. Я не смотрела.

Ключник. Хочешь, посмотрим вместе?

Аля. А ещё я боюсь, что с тобой что-нибудь случится. Ты ведь старый. Вдруг тебе станет плохо и ты… ну… это…

Ключник. Умру?

Аля. Типо того. Все говорят, что когда людям исполняется шестьдесят, то они умирают.

Саша. Я читал, что самому старому человеку на земле сейчас сто семнадцать лет. Это на пятьдесят шесть лет больше, чем шестьдесят.

 

Ключник смеётся.

 

Ключник. Мне уже шестьдесят пять.

Аля. Вы все умрёте и я одна останусь.

Ключник. Алечка, детка, все умирают.

Аля. И что теперь, я должна теперь радоваться из-за этого факта?

Ключник. Но ты не будешь одна. Рядом с тобой всегда будут друзья, близкие, а потом, если захочешь, ты заведёшь свою семью.

Аля. И она вся умрёт!

Ключник. Я знаю, к этому сложно привыкнуть. Но представь, если бы все жили вечно? Нам не хватало бы места! И мы бы прекратили рожать детей, потому что людей и так много. И каждый день одни и те же же лица. Так скучно!

Аля. Ну не знаю.

Ключник. Да, я умру, но зато есть ты.

Аля. И что, что есть я?

Ключник. Ты будешь обо мне иногда вспоминать после моей смерти. Как я учил тебя чинить часы…

Аля. Как ты подарил мне плюшевую лису. А ещё твои пирожки с луком!

Ключник. Да! И я буду живым в твоих воспоминаниях.

Аля. Это всё равно не то. Хотя лучше, чем совсем без воспоминаний.

Ключник. Гораздо лучше.

Аля. Прости, пожалуйста. Я тебя очень люблю, просто иногда мне кажется, что мы друг друга не понимаем.

Ключник. Конечно, мы иногда друг друга не понимаем. Мы очень разные. Я ещё не встречал человека, который бы понимал меня постоянно. Что-то всегда приходится объяснять.

Саша. Пока вы не исчезли, скажите, какой сейчас год в нормальном мире? Я боюсь, что меня потеряла мама!

 

Ключник растворяется в воздухе.

 

Саша (грустно). Большое спасибо за ответ.

Глазастое дерево. Молодец, ты победила свой главный страх.

Аля. Главный? А что, есть ещё какие-то?

Глазастое дерево. Конечно! Ты думаешь, что стала бесстрашной? Бесстрашных людей не бывает. (Гордо). Бесстрашными бывают только деревья.

Аля. И что теперь?

Глазастое дерево. Понятия не имею.

Саша. Я не могу всю свою жизнь провести в заколдованном лесу. У меня много планов.

Аля. А я не могу всю свою жизнь провести с таким носом.

Глазастое дерево. А я здесь причём?

Саша. Дерево, как нам попасть домой?

Глазастое дерево. Почему вы решили, что я знаю? Я уже дома.

Саша. Скажи хотя бы, как нам выйти из леса?

Глазастое дерево (показывает веткой направо). Вон там указатель – там всё написано.

Саша. Указатель?! Почему же ты раньше молчало!

Глазастое дерево (разводя ветки). Вы не спрашивали.

 

 

11.

Перекрёсток. К дереву прибиты две таблички в противоположном направлении – «туда» и «сюда».

 

Саша. Какой полезный указатель!

Аля. Полная неопределённость!

Саша. И куда мы пойдём?

Аля. Давай просто пойдём.

Саша. А вдруг это ловушка?

Аля. А вдруг нет? Моя мама говорит, что надо решать проблемы по мере их поступления.

Саша. Пошли туда?

Аля. Может, лучше сюда?

Саша. Ты когда-нибудь задумывалась, в чём разница между «туда» и «сюда»?

Аля. Не особо.

Саша. По логике, «сюда» – это где-то рядом, там где мы сейчас.

Аля. Тогда, если мы хотим куда-то уйти, нужно идти «туда».

Саша. Согласен.

 

Аля и Саша поворачивают направо и идут «туда». Они идут долго-долго, как вдруг Аля останавливается.

 

Саша. Ты чего, устала?

Аля. Саша, нам надо поговорить.

Саша. Обычно с этих слов начинаются главные неприятности.

Аля. Я не хочу обратно.

Саша. Домой?
Аля. Нет, в нормальный мир. Когда слизень загадывал нам загадки, я старалась отвечать неправильно, чтобы мы не вернулись.

Саша. Но ты отгадала почти все!

Аля. Я не знала, что самые глупые ответы окажутся верными.

Саша. Но ведь ты уже не боишься дедушку.

Аля. Нет. Но я не хочу возвращаться в школу, а с этим дурацким носом у меня будет ещё больше проблем! Меня и так не любят в классе. Даже учителя. Мои родители никогда не приходят на родительские собрания, а достаётся мне.

Саша. Но ведь это не ты виновата!

Аля. Я знаю. Но иногда мне кажется, что это я виновата.

Саша. Аля, ты забыла, что ты по сути – девочка, которая сражается с отчаянием?

Аля. Сражается, но не побеждает! А ещё я не хочу ходить к репетитору по английскому, в бассейн, театральную студию и музыкалку. И кроме этого у меня много дел в мастерской! У меня постоянно не хватает времени.

Саша. Так не ходи.
Аля. Мама с папой считают, что девочки в моём возрасте не могут быть предоставлены самим себе. И ещё они считают, что если я не буду ходить на все эти занятия, я круглосуточно буду сидеть в компьютере или в телефоне.

Саша. В чём-то они правы …

Аля. Но мне не хватает времени, чтобы побыть одной, чтобы подумать. Чтобы сходить с кем-то в кино. Очень сложно завести друзей, когда у тебя на них нет времени. Была одна девочка, Настя, мы с ней почти что подружками стали. Она пригласила меня на день рождения, у меня был репетитор и я не пришла. Потом она меня в кино позвала, а у меня бассейн. И всё, она меня перестала звать и совсем перестала со мной общаться.

Саша. Надо было прогулять репетитора!

Аля. Это ты говоришь? Ты же отличник!

Саша. А ты? Ты же вся такая неправильная! Это из-за тебя я полез к часам с кукушкой.

Аля. Из-за меня?

Саша. Да! И здесь мы оказались из-за тебя! Ты сама говорила, что дедушка не разрешает просто так трогать вещи в мастерской! Но тебе всё можно, ты же крутая!

Аля. Да, я крутая! И что?

Саша. И почему тогда ты, такая крутая, не можешь даже раз в жизни сделать что-то не так, как говорят твои родители?

Аля. Я могу.

Саша. Сама же говоришь, что не можешь.

Аля. Ну я, например, ем чипсы! А они мне запрещают.

Саша. Это глупо. С чипсами на твоём месте я бы их слушался. Без чипсов можно прожить. А без друзей – нет.

Аля. Откуда ты знаешь, у тебя же нет друзей?

Саша. Есть. (Пауза). Один друг.

Аля. Ты не рассказывал.

Саша. Ты мне сама рассказала, ты забыла?

Аля. Я?

Саша. Ты. (Пауза). Ты мой друг, Аля.

 

Вдруг из-за дерева появляется Медведь в пижаме.

 

Медведь в пижаме. Доброе утро!

Саша. Д-д-доброе!

Медведь в пижаме. Это ты меня разбудил?

Саша. Простите, пожалуйста, я не знал, что здесь кто-то спит.

Медведь в пижаме. И ты?

Саша (Але). Ну всё, он нас сейчас съест.

Медведь в пижаме. Вот уже полгода я спал без задних ног!

Аля. Но вот же они – ваши задние ноги.

Медведь в пижаме. Ты права, никогда не понимал смысл этого выражения.

Аля. Зачем вы тогда его используете?

Медведь в пижаме. Я беру пример с людей. Они постоянно используют слова, смысл которых не понимают.

Саша (шепотом). Думай, Саша, думай, надо бежать. Но как? В учебнике по природоведению написано, что нельзя делать резких движений, если встретишься с медведем.

Медведь в пижаме. Что ты там шепчешь?

Саша. Я? Да так, мысли вслух, ничего особенного.

Аля. А почему вы в пижаме?

Медведь в пижаме. Должна же у меня быть какая-то особенность! Есть конь в пальто, кот в мешке, ежик в тумане, сосиска в тесте. А я – медведь в пижаме.

Аля (Саше). Что ты застыл? Помогай мне вести беседу!

Саша. У вас такие длинные ногти. Даже длиннее, чем у моей мамы.

Аля. Да, Саша, ты не способен поддержать светский разговор.

Саша. Как ужин может вести светский разговор с едоком?

Медведь в пижаме (смеясь). Вы думаете, что вы вкусные?

Аля. Нет, мы очень горькие.

Саша. Да, и кислые. Мы вообще – испорченные дети.

Медведь в пижаме. Расслабьтесь! Я вегетарианец.

Саша. Что?

Медведь в пижаме. Да, вот так. Я ем траву, кедровые орешки и время.

Аля. Время?

Медведь в пижаме. Да, у меня в берлоге большие запасы времени. На зиму обычно хватает.

Саша. А откуда у вас там время?
Медведь в пижаме. Взрослые теряют время, а я его нахожу.

Саша. Теряют?

Медведь в пижаме. Ну да, когда ходят на нелюбимую работу, сидят в телефоне, встречаются с неприятными людьми. Очень много времени теряют. Я его нахожу, солю и всю зиму им питаюсь.

Саша. Не думал, что время такое питательное.

Медведь в пижаме. Очень, очень питательное. Если бы не оно, я бы уже давно состарился и умер. Обидно, особенно, если учесть что по полгода я провожу в спячке.

Аля. А это время оно тоже – неопределённое, как в лесу?

Медведь в пижаме. Всё время на свете – неопределённое, пока ты не решил, как его потратить.

Саша. И на что тратите его вы?

Медведь в пижаме. На сон. На прятки. Я очень люблю играть в прятки.

Аля. А с кем вы играете?
Медведь в пижаме. Обычно со Слизнем.

Саша. Вы знакомы?

Медведь в пижаме. Ну конечно, мы сколько лет живём в одном лесу. Вот уже двадцать пятый год.

Саша. То есть здесь нормальное летоисчисление?

Медведь в пижаме. Конечно!

Саша. Просто я думал, что здесь всё происходит одновременно в прошлом, настоящем и будущем.

Медведь в пижаме. Это только для гостей. Если бы не запасы потерянного времени, я бы старел так же, как люди. А вот на пижаму мою эти запасы не действуют. Посмотрите, как поизносилась за четверть века! Стыдно на улицу выйти! Не подумала об этом Марина Щукина.

Саша (удивлённо). Ктоооооо?

Медведь в пижаме. Кто-кто, медведь в пижаме! Марина, говорю, Щукина. Это она – автор этого леса.

Саша. А вы не путаете фамилию?
Медведь в пижаме. Я? Путаю? Как я могу путать фамилию того, кто меня придумал!

Аля. А ты что, её знаешь?

Саша. Подожди! То есть, как это – придумал?

Медведь в пижаме. Ну что ты, как маленький. Ты что, не знаешь, что то, что рисуют дети до одиннадцати лет – это всё где-то сбывается?

Аля. Блинский! Я однажды туалетного монстра нарисовала!

Саша. И что, это она всё это придумала?

Медведь в пижаме. Всё-всё-всё! Заколдованный лес, который открывается ключом от потерянной игрушки, синие деревья с глазами, слизня из слёз, меня и даже указатель на перекрёстке.

Саша. А школу? А моего одноклассника? Как она могла нарисовать Димона двадцать пять лет назад?
Аля. Да! И дедушку моего она точно не знает!

Медведь в пижаме. Она специально оставила пустые места и дописала, как попасть в лес и что должно происходить с посетителями. Как в компьютерной игре, понимаете?

Саша. Нет, этого не может быть.

Медведь в пижаме. Почему не может?

Саша. Потому что Марина Щукина – моя мама.

Аля. Блинский!

Медведь в пижаме. Вот оно что! Передай, пожалуйста, своей маме, чтобы она дорисовала мне новую пижаму. И землянику пусть добавит, а то приходят гости и говорят, что медведи должны питаться земляникой, а я её в глаза не видел! И пусть пещеру Слизню увеличит, он бедный в неё еле вмещается.

Аля. Он уже похудел.

Медведь в пижаме. Не может быть!

Саша. А как нам вернуться обратно?

Медведь в пижаме. Через кукушку с человеческим лицом. Она в гнезде сидит, по дорожке прямо и направо.

Саша. Кукушку? А я думал, кукушка из другого мира! К ней я попал, когда ключ в часы с кукушкой вставил. А здесь мы оказались, когда Аля будильник этим же ключом завела.

Медведь в пижаме. Это не важно, куда вставлять этот ключ. Главное, чтобы его вставили в чужой замок.

Саша. Почему?

Медведь в пижаме. Покачану! Я откуда знаю, маму свою спроси!

Аля. Вот это да. Крупиной расскажу – она не поверит.

Саша. Да кто такая эта Крупина?

Аля. Девочка из класса, она всегда в самые интересные истории попадает. То киндер сюрприз с бриллиантом купит, то с Киркоровым на улице встретится.

Саша. Она всё придумывает потому что, а ты ей веришь.

Аля. Медведь, а можно я с тобой селфи сделаю?

Медведь в пижаме. Главное, что не пирожки! А что такое селфи?

Аля. Фотография.

Саша. Ты же не хотела сниматься.. с носом.

Аля. Пора принять себя такой, какая я есть!

 

Аля достаёт телефон.

 

Аля. Разрядился. Ну вот, Крупина не поверит.

Саша. Какая разница! Главное, что это с тобой было.

Аля. Медведь, тогда постой минутку смирно. Я хочу тебя запомнить.

Медведь в пижаме (прикрывая лапой дырку на штанах). Запомни меня без дырки, хорошо?

Саша. Медведь, у меня есть одна просьба.

Медведь в пижаме. Для сына Марины Щукиной – что угодно.

Саша. Маме в последнее время всегда не хватает времени. Особенно на меня. Можно я у тебя немножко возьму?

Медведь в пижаме. Да не вопрос! Бери, сколько утащишь. Щас я тебя два мешка вынесу, погоди.

 

Медведь уходит в чащу.

 

Саша. Ну что, ты решила – здесь останешься?

Аля. Ты знаешь, я по школе соскучилась. Немножко. А ещё я хочу снять новое видео для своего канала!

Саша. Опять ты за своё!

Аля. Теперь я буду снимать влог про мастерскую. Это интересней, чем челенджи.

 

Медведь возвращается с двумя мешками, полными времени.

 

Саша. Спасибо!

12.

Саша и Аля сидят в гнезде у кукушки.

 

Саша. Почему, интересно, мама вам своё лицо пририсовала?

Кукушка. Вот сам у неё и спросишь.

Саша. А ваш сын – нашёлся?

Кукушка. Нашёлся!

Аля. А что вы такая грустная?

Кукушка. Да съехал он от меня! Вздумал себе собственное гнездо свить! Сорок квадратных метров! А мать скучает, у матери сердце болит. Мать каждый день червячков готовит на целую ораву, а есть одной приходится. Саша, передай Маринке, пусть она нам аппараты эти современные нарисует. А то вон предыдущие гости мне нарассказывали, что у вас в городе хоть смску матери можно послать через аппарат. А он мне ничего не посылает! Нет у него аппарата!

Аля. Это телефон называется.

Кукушка. Во, точно, телефон. Сашка, скажешь?
Саша. Скажу.

Аля. Я буду скучать по этому странному лесу.

Кукушка. И лес по вам. Готовы?

Саша и Аля (хором). Да!

Кукушка.  Ну, с богом!

 

Кукушка хватает своим мощным клювом Сашу и Алю за шиворот и выбрасывает их из гнезда.

 

13.

Раннее утро. Саша просыпается в своей комнате. На его лбу – мокрая повязка. На тумбочке, на книжке со сказками Шварца лежит градусник, рядом остывает клюквенный морс. Возле Саши на стуле сидит мама.

 

Мама. Сашенька, слава богу, очнулся.

Саша. А где Аля?

Мама. Какая Аля? Тебе приснилось что-то, Саша?

Саша. Мама, а почему ты не в командировке?

Мама. Какая командировка, Саша! У тебя всю ночь температура не спадает. Я же тебе говорила, нельзя так холодно одеваться, простудишься! Ты меня так вчера напугал, Саша!

Саша. Мама, медведю нужна новая пижама.

Мама. Хорошо, милый, хорошо. (Трогает сашин лоб). Ты вроде уже холодный, а всё ещё бред. Ты где пропадал весь вечер? Я тебя всем подъездом искала! Я всех твоих одноклассников обзвонила!
Саша. В лесу.

Мама. В каком лесу? У нас в районе нет леса, остатки лесополосы вырубили в прошлом году. Ты пришёл в двенадцатом часу, ты не помнишь?

Саша. Нет. Мама, а ты завтра никуда не уедешь?

Мама. Нет, зайчик, я взяла отпуск, я всю неделю с тобой.

Саша. Но у тебя же нет времени.

Мама. Саша, ты самое главное, что есть у меня в жизни! Я всегда найду на тебя время.

Саша. А ты мне сделаешь сырники?
Мама. Конечно, сделаю.

Саша. Мама, ты должна найти свои старые рисунки. Ты их выкинула?

Мама. Что-то на антресолях лежит, а зачем тебе, Саша?

Саша. Кукушке срочно нужен телефон!

Мама. Какой кукушке?

 

Звонит телефон.

 

Мама. С чего бы так рано, да ещё и на городской? Наверное, ошиблись номером. (В трубку). Да. (Удивлённо). Да. (Саше). Саша, тебя какая-то Аля спрашивает. Говорит, что у неё нос пропал. (Слушая что-то в трубке). Говорит, что в хорошем смысле пропал. Кто это, Саша?

Саша (улыбаясь). Аля – это мой друг.

 

 

Конец.

 

 

 

ноябрь, 2019

© 2018 Полина Бородина
Сайт драматурга Полины Бородиной